Особенности подросткового возраста

В подростковый период окончательно формируются все основные функции организма, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Адекватные и комфортные условия биологического созревания и функционирования ЦНС во многом зависят от морфологического и функционального состояния опорно-двигательного аппарата. Главным компонентом физического  воспитания детей и подростков являются занятия физическими упражнениями, в основе которых лежат целенаправленные движения. Движение – продукт организованной мышечной деятельности, регулируемой физиологическими механизмами и обеспеченной многочисленными морфологическими и функциональными системами организма. Каждое конкретное упражнение развивает усилия в нужном направлении и в заданных величинах, ведет к перемещению звеньев тела, спортивного снаряда или тренажерного устройства. Тренажерные устройства узколокального и многофункционального типа создают условия для включения необходимой группы мышц.

Необходимо задать правильную команду к действию, освоить технику правильного движения и дыхания при нагрузке, связанной с перемещением веса, и регулярно закреплять приобретенные навыки на нейро-рефлекторном уровне, что в значительной степени зависит от повторяемости действий, то есть от двигательного режима и воспитания.

Выполнение серии или комплекса упражнений способствует приобретению или совершенствованию какого-либо физического качества, формирует способности или умения, создают условия для гармоничного развития функциональных систем организма, поддержания постоянства внутренней среды и адаптации организма школьников к учебным нагрузкам.

Научно-технический прогресс изменяет условия и характер трудовой деятельности, предъявляя повышенные требования к физиологическим и психологическим функциям человека. Активный компонент жизни детей и подростков постоянно снижается, подростки часами проводят за компьютером, за планшетами, сотовыми телефонами, перегружены учебной программой. Создается доминирование статических форм деятельности. По последним исследованиям двигательная активность школьников на 40% ниже возрастных норм, а так как в подростковый период происходит становление основных функций организма, то такой фактор как гипокинезия приводит к дефектам развития органов и систем, способствует развитию хронических заболеваний и является опасным производственным фактором.

Закладка и развитие скелета начинается на ранних этапах внутриутробного развития и продолжается до 20-25 лет. За этот период происходит ряд биологически значимых этапов развития, в том числе характерны специфические процессы костного ремоделирования. Изменение костей, обусловленные увеличением линейных размеров тела, наиболее часто проявляется в периоды интенсивного роста (пубертатный возраст). Такой фактор, как гипокинезия, приводит к дегенеративно-дистрофическим заболеваниям ОДА, в том числе к недостаточной минерализации костей и остопорозу уже в детском возрасте. При этом разрыхляются суставной хрящ, изменяются суставные поверхности, сочленяющие кости, нарушается крово- и лимфодинамика, нервная проводимость по ходу нервных сплетений и нервов соответствующих мышц. Появляются болевые ощущения, возникают воспалительные процессы, нарушается трофика не только отдельной мышцы, но и сустава, связки, кости, а также, питающих этот сегмент тела, сосудов. Снижаются общие защитные силы организма, что выражается в повышенной утомляемости, нарушении сна, снижении возможности поддерживать высокую умственную или физическую работоспособность.

Ослабленных детей с подобными отклонениями освобождают от уроков физкультуры, тем самым дополнительно снижая их физическую активность, недооценивая значимость развития мышечной ткани при данной патологии, а ведь для нормального формирования физиологических функций необходима двигательная активность, соответствующая возрастным потребностям в движениях.

Движение невозможно без материального субстрата, который осуществляет эту функцию в организме. Таким субстратом являются ткани опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, его важнейшие части – мышцы. Мышечное сокращение сопровождается распадом имеющихся запасов АТФ и превращением ее в АДФ и неорганический фосфор. После этого, в результате окислительных процессов и сопряженного с ними фосфорилирования наступает реосинтез АТФ. В норме при постоянной и достаточно активной работе реосинтез АТФ осуществляется интенсивно и систематически. При длительной гипокинезии происходит снижение скорости синтеза АТФ за счет ослабления процессов окислительного фосфорилирования, то есть возникает как бы «детренированность» синтеза энергии в организме. Отмечаются существенные изменения тканевого дыхания в мышцах, снижается скорость эндогенного дыхания, активизируется сукцинатзависимое дыхание, увеличивается активность креатинкиназы. Изменения тканевого дыхания в мышце отражаются на величине газообмена. При длительной гипокинезии имеет место снижение основного обмена на 5-22%. Падение интенсивности газообмена приводит к уменьшению легочной вентиляции. В результате нарушения процессов энергетического обмена, биологического окисления и общего газообмена наступает резкое снижение эффективности газообмена и работоспособности организма в целом. (Федоров И.В., 1983).

При правильном функционировании мышечной ткани (сокращении-рассслаблении) создаются условия для восстановления трофики мышц, суставов, связок, костей и, как следствие этого – тела в целом. Программа «Кинезис KIDS» включает индивидуальный подход к каждому занимающемуся, подбираются схемы упражнений с учетом индивидуальных возрастных особенностей и состояния костно-мышечной системы, способствующих нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, а так же выполняющих коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития. Рациональная организация физического воспитания создает условия для повышенного уровня физической работоспособности, а значит, и состояния здоровья. Процесс тренировки функций должен быть непрерывный на протяжении нескольких лет: длительные перерывы ведут к угасанию временных связей, лежащих в основе формирования двигательных навыков и физических качеств, именно поэтому данная программа реализовывается на регулярных занятиях физической культуры в общеобразовательных учреждениях. Восстановление и укрепление телесного здоровья формирует оптимистичное отношение к жизни, себе и окружающим, воспитывает упорства, трудолюбие, самодисциплину и другие важные качества и черты характера.

Следовательно, правильное обеспечение качественного формирования и функционирования мышечной системы школьника во многом зависит от врачебно-педагогического контроля.